Сказать: Осталось: 500 "На западе люди либо говорят вам правду, либо лгут. Японцы же почти никогда не лгут, однако им никогда в жизни не придет в голову говорить вам правду" Боб Данхем "Исскуство быть японцем"






ХАГАКУРЕ (СОКРЫТОЕ В ЛИСТВЕ)-написано самураем ЯММОМОТО ЦУЭНТОМО(1659-1719)
является настоящим учением нравственности, превозглашающем этические
нормы и правила, регламентирующие всю жизнь самурая от его рождения до
мамой старости

я постиг, что Путь Самурая — это смерть.

В
ситуации "или/или" без колебаний выбирай смерть. Это нетрудно.
Исполнись решимости и действуй. Только малодушные оправдывают себя
рассуждениями о том, что умереть, не достигнув цели, означает умереть
собачьей смертью. Сделать правильный выбор в ситуации "или/или"
практически невозможно.

Все мы желаем жить, и поэтому
неудивительно, что каждый пытается найти оправдание, чтобы не умирать.
Но если человек не достиг цели и продолжает жить, он проявляет
малодушие. Он поступает недостойно. Если же он не достиг цели и умер,
это действительно фанатизм и собачья смерть. Но в этом нет ничего
постыдного. Такая смерть есть Путь Самурая. Если каждое утро и каждый
вечер ты будешь готовить себя к смерти и сможешь жить так, словно твое
тело уже умерло, ты станешь подлинным самураем. Тогда вся твоя жизнь
будет безупречной, и ты преуспеешь на своем поприще.



Хороший слуга — это тот, кто безоговорочно подчиняется своему господину. Можно сказать, что это идеальный слуга.

Если
ты появился на свет в старинном самурайском роду, достаточно лишь
глубоко задуматься над верностью предкам, презреть тело и разум и
всецело посвятить себя служению хозяину. Можно считать удачей, если ты, к
тому же, наделен мудростью и талантами и умеешь правильно
воспользоваться ими. Но даже тот, кто ни к чему не пригоден и неуклюж,
может стать надежным слугой, если он исполнен решимости выполнять волю
своего хозяина. Однако грош цена человеку, если его достоинства
ограничиваются только мудростью и талантами.





Люди
полагают, что размышляя над сложными делами, они могут разобраться с
ними. Однако, когда они задумываются над чем-нибудь, у них появляются
ложные мысли. Они не могут принять правильное решение, потому что в
своих рассуждениях руководствуются стремлением к ичной выгоде.

Отказаться
от глупых мыслей и взрастить в себе подлинное безличностное мышление
нелегко. Но если, рассматривая вопрос, ты не думаешь о нем, а
сосредоточиваешь внимание на четырех заповедях самураев господина
Набэсима, твое мнение окажется под стать твоим лучшим суждениям.

Поскольку
мы часто полагаемся на собственную проницательность, мы легко
становимся корыстолюбивыми, не прислушиваемся к голосу разума, и тогда
события принимают далеко не лучший оборот. Люди видят, насколько
ограничены и недостойны наши устремления.

Поэтому, если в
рассуждениях тебе трудно быть беспристрастным, следует обратиться за
советом к более опытному человеку. Этот человек следует Пути в той мере,
в которой он способен давать простые и искренние советы, не
руководствуясь при этом личными интересами. Его суждения будут казаться
окружающим совсем не беспочвенными. Разум такого человека можно
уподобить дереву со многими корнями. И в то же время мы часто встречаем
людей, умственные способности которых напоминают воткнутую в землю
палку.





Сагара
Кюма был единодушен со своим хозяином и служил ему так, словно его
собственное тело уже умерло. Таких людей, как он, один из тысячи.

Однажды
господин Сакё проводил важную встречу в поместье Мидзугаэ, и Кюма было
приказано совершить сэппуку. В это время в Осаке на третьем этаже
пригородного дома господина Таку Нуй была чайная комната. Кюма снял эту
комнату и, собрав в ней всех нищих района Сага, устроил кукольное
представление, управляя одной куклой собственноручно. Собравшиеся пили и
кутили день и ночь напролет. Дом господина Таку Нуй находился рядом с
поместьем господина Сакё, и поэтому шумное сборище вызвало переполох в
поместье. Затевая представление, Кюма думал только о своем хозяине и был
исполнен решимости совершить сэппуку





Быть
слугой означает не что иное как оказывать поддержку своему господину,
вверяя ему все свои чаяния и отрекаясь от личной выгоды. Если во
владении даймё есть два или три таких человека, оно в безопасности.

Если
посмотреть на мир, в котором все идет своим чередом, мы увидим многих
людей, которые вкрались в доверие, одев личину преданности, мудрости и
жизненного опыта. Но стоит только господину уйти в отставку или
поселиться в уединении, как сразу же найдутся слуги, которые отвернутся
от него и будут искать расположения нового повелителя. Об этом неприятно
даже вспоминать.

Люди высокого и низкого положения, умудренные
знаниями и опытом, часто почитают себя преданными слугами, но когда
нужно отдать жизнь за своего господина, у них начинают трястись коленки.
Это постыдно. Потому бывает, что иной бесполезный человек становится
несравненным воином, когда отрекается от своей жизни и во всем следует
воле своего хозяина. Во времена смерти Мицусигэ был такой человек. Я был
тогда единственным преданным слугой господина. Другие шли по моим
стопам. Я видел, как высокомерные и корыстные придворные отвернулись от
своего хозяина, стоило только смерти смежить ему глаза.

Говорят,
что для слуги в отношениях с хозяином главное — преданность. Хотя
преданность может поначалу казаться тебе недоступной, в действительности
она у тебя перед глазами. Если ты однажды решишь довериться ей, в то же
самое мгновение ты станешь безупречным слугой.






Высказывать
людям свои мнения и исправлять их ошибки очень важно. В этом
проявляется сострадание, которое больше всего помогает в вопросах
служения. Однако делать это очень трудно. Выявлять хорошие и плохие
стороны человека легко и высказывать о них свое мнение тоже легко. Чаще
всего люди полагают, что делают другим добро, когда говорят им
нелицеприятные вещи. Если после этого к их замечаниям относятся без
должного понимания, эти люди думают, что ничем не могут помочь. Это
неправильное мнение. Делать так — все равно что наставлять человека,
упрекая его в слабоумии. При этом ты заботишься только о том, чтобы
облегчить себе душу.

Прежде чем выразить человеку свое мнение,
подумай о том, в состоянии ли он его принять. Для этого вначале нужно
поближе сойтись с ним и убедиться, что он доверяет тебе. Переходя на
предметы, которые дороги для него, подыскивай надлежащие высказывания и
делай все, чтобы тебя правильно поняли. В зависимости от обстоятельств
обдумай, как лучше это сделать — с помощью письма или во время прощания.
Похвали хорошие качества человека и используй любой предлог, чтобы
поддержать его. Возможно, тебе следует рассказать о своих недостатках,
не упоминая его слабые стороны — но так, чтобы он сам задумался о них.
Позаботься о том, чтобы он получил твой совет, как получает воду тот,
кто изнывает от жажды, и тогда твое наставление поможет ему исправить
ошибки.

Это очень трудно. Если недостаток человека опирается на
многолетнюю привычку, скорее всего совладать с ним тебе не удастся. Я
знаю об этом по себе. Быть откровенным со всеми своими знакомыми,
указывать другим на их ошибки и всегда помнить о том, чтобы быть
полезным своему хозяину — вот что значит проявлять сострадание слуги. Но
если ты просто заклеймил человека, как ты можешь ожидать, что он станет
от этого лучше?





Зевать
в присутствии других людей — признак плохого тона. Если неожиданно ты
почувствовал желание зевнуть, это ощущение прекратится, если провести
ладонью по лбу снизу вверх. Если это не помогает, оближи себе губы, не
открывая рта, или просто закройся рукой или рукавом, чтобы никто не
видел, что ты делаешь. То же относится и к чиханию. Чихая при людях, ты
можешь показаться глупым. Есть также другие вещи, которые требуют
внимания и практики.





Некто
предлагает быть требовательным к людям, по я с этим не согласен.
Известно, что рыба не будет жить там, где есть только чистая вода. Но
если вода покрыта ряской и другими растениями, рыба будет прятаться под
ними и разведется в изобилии. Слуги тоже будут жить спокойнее, если
некоторые стороны их жизни будут оставлены без внимания. Очень важно
понимать это, когда оцениваешь поведение людей.





Однажды,
когда господин Мицусигэ был мальчиком, священник Кайон велел ему читать
вслух что-то из книги. Тогда господин Мицусигэ позвал других детей и
слуг и сказал им:
— Пожалуйста, прийдите и слушайте. Трудно читать, когда никто не слышит.
Священник был тронут и сказал собравшимся:
— Вот пример, как нужно делать все.





Каждое
утро следует поклониться господину и родителям, а затем
божествам-покровителям и буддам-заступникам, которые благосклонны к
господину. Если ты будешь всегда отдавать ему первенство, твои родители
возрадуются, а божества и будды отнесутся к этому с пониманием. Воин
думает только о своем хозяине. Если ты взрастишь в себе решимость, ты
всегда будешь выполнять волю своего повелителя и не отступишь от нее ни
на шаг.

Более того, женщина должна быть точно так же предана своему мужу, как он — своему господину.






По словам одного человека, несколько лет назад Мацугума Кёан рассказал такую историю:


практике медицины известно разделение лекарств на инь и яч, в
соответствии с мужским и женским началами. Женщины отличаются от мужчин
также пульсом. Но в последние пятьдесят лет пульс мужчин стал таким же,
как пульс женщин. Заметив это, я применил одно женское глазное лекарство
при лечении мужчин и обнаружил, что оно помогает. Когда же я попробовал
применить мужское лекарство для женщин, я не заметил улучшения. Тогда я
понял, что дух мужчин ослабевает. Они стали подобны женщинам, и
приблизился конец мира. Поскольку для меня в этом не может быть никаких
сомнений, я хранил это в тайне".

Если теперь посмотреть на мужчин
нашего времени, можно видеть, что тех, чей пульс похож на женский,
стало очень много, тогда как настоящих мужчин почти не осталось. Поэтому
в наши дни можно победить многих, почти не прилагая для этого усилий.
То, что лишь немногие в состоянии умело отрубить голову, еще раз
доказывает, что смелость мужчин пошла на убыль.

Если говорить о
кайсяку, то мы живем во времена, когда мужчины стали очень ловкими в
поиске оправданий. Сорок или пятьдесят лет назад, когда считалось, что
мужчинам под стать испытания наподобие матануки, они стыдились
показывать бедра без шрамов и поэтому с готовностью прокалывали их.



Призвание
мужчин — иметь дело с кровью. В наши дни это считается неправильным.
Поэтому все дела решаются с помощью одних только разговоров, и каждый
норовит избежать работы, которая требует приложения усилий. Мне бы
хотелось, чтобы молодые люди понимали это.



Бороться
с несправедливостью и отстаивать правоту нелегко. Более того, если ты
будешь стараться всегда быть праведным и будешь прилагать для этого
усилия, ты совершишь много ошибок. Путь — это нечто более возвышенное,
чем праведность. Убедится в этом очень трудно, но это есть высшая
мудрость. Если смотреть на вещи с этой точки зрения, вещи наподобие
праведности покажутся довольно мелкими. Если человек не понимает этого
сам, понять этого нельзя вообще. Однако есть возможность стать на Путь,
даже если ты не понимаешь этого. Это можно сделать, советуясь с другими.
Даже тот, кто не постиг Пути, видит других со стороны. Это напоминает
поговорку игроков в го: "Тот, кто видит со стороны, смотрит восемью
глазами". Изречение: "Мысль за мыслью мы осознаем наши собственные
ошибки" также сводится к тому, что высочайший Путь обретают,
прислушиваясь к мнению других людей. Книги и предания старины учат нас
отказу от рациональных измышлений и пониманию мудрости древних.



Мастер меча преклонных лет сказал следующее:


жизни человека есть этапы постижения учения. На первом этапе человек
учится, но это ни к чему не приводит, и поэтому он считает себя и других
неопытными. Такой человек бесполезен. На втором этапе он также
бесполезен, но он познает свое несовершенство и видит несовершенство
других. На третьем этапе он гордится своими способностями, радуется
похвале других людей и сожалеет о недостатках своих друзей. Такой
человек уже может быть полезен. На высшем же этане человек выглядит так,
словно ничего не знает".

Это общие этапы. Но есть также еще один
этап, которые важнее всех остальных. На этой стадии человек постигает
бесконечность совершенствования на Пути и никогда не считает, что
прибыл. Он точно знает свои недостатки и никогда не думает, что
преуспел. Он лишен гордости, и благодаря своему смирению постигает Путь
до конца. Говорят, мастер Ягю однажды заметил: "Я не знаю, как побеждать
других; я знаю, как побеждать себя".

Всю свою жизнь прилежно
учись. Каждый день становись более искусным, чем ты был за день до
этого, а на следующий день — более искусным, чем сегодня.
Совершенствование не имеет конца.





Среди
свитков, висящих на стене у господина Наосигэ, был свиток со словами:
"К важным делам следует относиться легко". Увидев этот свиток, мастер
Иттэй добавил:

"К несущественным делам следует относиться
серьезно". Среди дел человека важными можно назвать не более одного или
двух. Их можно понять, если размышлять о них в течение дня. Речь идет о
том, чтобы заранее обдумать свои дела, а затем легко справиться с ними,
когда приходит время. Иметь дело с событием трудно, если ты до этого не
обдумал его, потому что ты никогда не можешь быть уверен в том, что
добьешься успеха. Если же обдумать все заранее, ты будешь
руководствоваться принципом: "К важным делам следует относиться легко".





Во
время собрания, на котором одного человека выдвигали на ответственную
должность, было решено, что этот человек недостоин занять столь высокий
пост потому, что когда-то во время пьяной пирушки он устроил дебош.
Однако кто-то возразил:

— Если мы откажемся от всех тех, кто
однажды оступился, мы скорее всего не найдем нужною человека. Тот, кто
совершил ошибку только один раз, будет более осмотрителен и
принципиален, потому, что он раскаивается. Я считаю, что этот человек
должен занять должность.

— Вы за него ручаетесь? — спросили собравшиеся.

Да, ручаюсь, — ответил выступавший.

— Почему вы за него ручаетесь? — спросили другие.

— Я ручаюсь за него потому, что этот человек один раз ошибся. Тот, кто никогда не ошибался, опасен.

После этого человека избрали на должность.





Существуют
две вещи, которые могут ввести слугу в заблуждение: это богатство и
слава. Если же слуга постоянно испытывает нужду, он будет безупречен.

Однажды
жил очень умный человек, который больше всего любил замечать
отрицательные стороны своей жизни. Если ты будешь поступать так же, как
он, ты будешь бесполезен. Но если ты вообще не будешь ведать о том, что в
жизни много невзгод, ты будешь совершать опрометчивее поступки, и люди
перестанут доверять тебе. Если же тебе не доверяют, каким хорошим
человеком ты бы ни был, ты не будешь безупречен. Это тоже можно считать
недостатком.



Вот некоторые из записанных изречений Ямамото Дзинъэмона:

"Если ты уразумеешь одно дело, тебе откроются также восемь других.

Притворный смех выдает у мужчины недостаток уважения к себе, а у женщины похотливость.

Как
бы ты ни говорил, формально или неформально, всегда смотри в глаза
слушающему. Вежливое приветствие следует произносить один раз, в начале
беседы, и больше не повторять. Говорить, потупив взгляд, неучтиво.

Нехорошо ходить, засунув руки в разрезы по бокам хакамы.

Прочтя
книгу или свиток, лучше всего сжечь их или выбросить прочь. Говорят,
что чтение книг — дело императорского двора, тогда как дело самурая из
рода Накано — крепко сжимать дубовую рукоять меча и стяжать воинскую
доблесть.

Самурай без клана и без лошади — не самурай вообще.

Кусэмоно — человек, на которого можно положиться.

Говорят,
что человек каждый день должен подниматься в четыре утра, мыться и
причесывать свои волосы. Он должен есть, когда восходит солнце и
ложиться спать, когда становится темно.

Самурай ковыряет в зубах зубочисткой, даже если он ничего не ел.

Внутри — шкура собаки; снаружи — шкура тигра."

Как человек должен отвечать, когда его спрашивают: "Что больше всего помогает стать прилежным и достичь цели?".

Прежде
всего скажем: "Для этого нужно в это самое мгновение пребывать в ясном,
незамутненном расположении духа". Все люди, как правило, выглядят
подавленными. Но если у человека ясное, незамутненное расположение духа,
его черты будут живыми. Что бы он ни делал, он всегда будет помнить о
чем-то одном. В отношении господина это преданность; в отношении
родителей это сыновнее почитание; в отношении боевых искусств это
смелость. Это также то, что может быть использовано в любое время.

Открыть в себе это качество очень трудно. И даже если оно открыто, очень трудно быть верным ему постоянно.

Нет ничего за пределами текущего мгновения.

@темы: Япония